Осторожно, мошенники!

Как не стать жертвой
«телефонного» мошенничества
Практически каждый день в сводках о происшествиях и преступлениях размещается информация о зарегистрированных на территории области фактах мошеннических действий.
Ранее наиболее распространенными способами мошенничества были следующие случаи, когда преступник связывается с потерпевшим по телефону и представляется родственником, который попал в беду (сбил человека, находится в полиции и т.д.) и ему срочно нужно либо перечислить деньги, либо передать доверенному лицу.
Также преступник может представляться сотрудником банка, сообщив, что банковская карта заблокирована и для ее восстановления необходимо провести ряд операций с указанной картой, после чего потерпевший, следуя указаниям злоумышленника, предоставляет доступ к своим данным, с помощью которых совершается хищение либо сам переводит денежные средства неизвестному лицу.
В настоящее время мошенники стали использовать специальные программные средства при осуществлении телефонных звонков, которые подменяют абонентский номер. К примеру, от мошенника может поступить звонок с номера телефона правоохранительного органа или банка.
Появились и новые сценарии мошенничества – мошенники представляются службой поддержки сотовых операторов, сообщают о взломе личного кабинета или телефона, затем просят набрать определенную комбинацию цифр и символов, таким образом меняя настройки сим-карты и устанавливая переадресацию смс-сообщений и звонков на номер злоумышленника. Получая информацию из сообщений, преступники открывают доступ к счетам и совершают операции по списанию денежных средств.
Значительное количество преступлений совершается при продаже или покупке товаров с помощью интернет-сайтов. Злоумышленниками в отношении граждан осуществляются следующие действия.
а) Наиболее распространенная схема, когда мошенник размещает объявление о продаже товара по привлекательной цене, потерпевший перечисляет денежные средства по предоплате, товар не доставляется. В большинстве случаев преступления совершаются лицами, которые представляются не своими данными, используют чужие сим-карты, а для расчета – QIWI кошелек. При этом продавец живет в другом городе, некоторые из них находятся в местах лишения свободы. Все это вызывает определенные трудности при раскрытии преступления.
б) Мошенник «покупает» товар у продавца. Автору объявления о продаже звонит потенциальный покупатель, который готов приобрести товар и даже согласен внести предоплату на банковскую карту. Существует много вариантов обмана. Например, покупатель якобы живет в другом городе или по иной причине не может сам забрать товар, поэтому пришлет за ним курьера или знакомых. В ходе разговора он пытается получить данные карты и ее привязки к мобильному телефону, может просить назвать коды, поступающие по СМС. Также мошенник может попросить потерпевшего пройти к банкомату и произвести ряд операций, в результате которых денежные средства похищаются.
в) Мошенник прислал СМС об обмене. После публикации в Интернете объявления о продаже товара с указанием контактных данных потерпевшему приходит СМС. Отправитель предлагает обмен и прилагает гиперссылку на товар. Владельцы смартфонов, перейдя по ссылке, незаметно для себя скачивают на устройство вирус, который при подключенной услуге «Мобильный банк» с помощью скрытых сообщений направляют от имени потерпевшего указания банку о переводе средств на другой счет.
Ответственность за использование чужого доверия с целью завладения средствами, привязанными к платежной карте, предусматривается статьями 159 и 159.3 Уголовного кодекса РФ.
Как себя обезопасить?
Не переходить по ссылкам, указанным в поступивших сообщениях, безопаснее вводить ссылку вручную на уже проверенном сайте в строке браузера.
Проверять адресную строку, если поступил запрос на повторную авторизацию, чтобы убедиться, на том ли сайте находитесь.
Перед вводом логина и пароля, проверять, защищено ли соединение (наличие перед адресом сайта букв "https" говорит о защищенном соединении).
Проверять источник входящих писем и сообщений, он может быть небезопасным даже если письмо, от друга, так как его могли также обмануть или взломать телефон, почту, аккаунт.
Не заходить в интернет-банк с чужих компьютеров или телефонов (если пришлось это сделать, то по завершению сессии необходимо нажать "Выход" и очистить кэш-память).
Не вводить без необходимости свои персональные данные, помимо логина и пароля.
Лучше использовать сложный пароль для входа в личный кабинет, а также одноразовые пароли, запрашиваемые банками для подтверждения действий в личном кабинете.
Оперативно уведомлять банк при получении подозрительных сообщений на телефон, не звонить по указанным в них номерам. В случае смены номера или утраты SIM-карт информировать банк.
Установить пароль на телефон и не снимать блокировку с экрана при посторонних лицах.
Запретить оператору связи замену SIM-карты по доверенности.
До совершения покупки в интернет-магазине необходимо собрать информацию о продавце: адрес продавца (не абонентский ящик), его телефон, отзывы в Интернете.
Использовать для покупок в Интернете банковскую карту с высокой степенью защиты.
Игнорировать сообщения о предоставлении личной или финансовой информации.
Фальшивые письма и сайты могут во всем повторять дизайн настоящих, но гиперссылки, скорее всего, будут неправильные, с ошибками или будут отсылать не туда. По этим признакам можно отличить фишинговое письмо от настоящего.
Никогда и никому, ни при каких обстоятельствах нельзя передавать логин, пароль или реквизиты вашей банковской карты (секретный код безопасности CVV2, подтверждающий подлинность карты, имя ее владельца, срок действия) и, разумеется, ПИН-код. Если банковская карта привязана к номеру сотового телефона с функцией отправки СМС-сообщений с кодом подтверждения операции с картой, нельзя сообщать данный код другим лицам.
Необходимо выбирать банкоматы, расположенные внутри офисов банков или в охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения.
Необходимо при вводе ПИН-кода закрывать клавиатуру банкомата рукой;
При возникновении проблем нельзя пользоваться советами «случайных помощников», лучше сразу позвонить в банк и заблокировать карту. Если карта осталась в банкомате необходимо позвонить в компанию, осуществляющую техническое обслуживание банкомата (номер должен быть указан на терминале).
В случае потери карты или при наличии оснований полагать, что третьи лица узнали ее реквизиты, необходимо срочно обратиться в банк и заблокировать ее.
Банки не рассылают сообщений о блокировке карт, а в телефонном разговоре не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов.
Не стоит принимать всерьез звонки с предложением малорискованных и высокоприбыльных инвестиций, особенно если оппонент настаивает на немедленном вложении денег, гарантирует высокие прибыли, обещает низкий или вообще отсутствующий финансовый риск.
Нельзя принимать всерьёз сообщения о выигрыше или о Ваших высоких шансах выиграть в лотереях или конкурсах, в которых не принимали участие, особенно, если предлагают отправить деньги на оплату «налогов», «сборов» или «таможенных платежей», прежде чем выслать Ваш выигрыш.
Если Вам «посчастливилось» иметь дело с мошенниками, то постарайтесь узнать у них максимум информации для дальнейшего информирования органов внутренних дел.
Следует отметить, что владельцы интернет-сайтов проверять достоверность размещенной информации не обязаны. Какой-либо ответственности владельцы интернет-сайтов за достоверность информации согласно действующему законодательству не несут. Лица, размещающие объявления в интернете о покупке или продаже товара обязаны зарегистрироваться, при этом владелец интернет-сайта не обязан и просто не имеет возможности проверить достоверность личных данных и номера телефона. Зачастую регистрация осуществляется под чужим именем и по сим-карте, оформленной на чужое имя.
Что делать, если вас обманули?
Если преступник узнал информацию о вашей банковской карте, правоохранители рекомендуют обратиться в день хищения в банк с требованием вернуть деньги на карту, заблокировать счет, запретить перевод средств с него на другие счета, приостановить обслуживание счетов, на которые были перечислены ваши деньги. После получения ответа от банка с выпиской по счету написать заявление в полицию.
Фактически средства можно вернуть до зачисления перевода на счет получателя. После этого возврат возможен лишь по решению суда.
Помощник прокурора Коченевского района
юрист 2 класса Е.С. Жарикова